МКОУ Белогорская СШ

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Белогорская средняя школа Кумылженского муниципального района Волгоградской области

Терроризм и экстремизм

                                                       

Экстремизм и терроризм:
основные понятия и причины их возникновения

       Экстремизм – это приверженность отдельных людей или групп к крайним взглядам и поступкам, которые подспудно или непосредственно направлены против законных политических прав и свобод граждан, являются угрозой для гражданского мира, национального согласия и духовной, религиозной терпимости в обществе и государстве. Экстремистские взгляды и действия – это прямой путь к нарушению закона.

Например, проводится массовая разрешённая демонстрация протеста против определённого решения власти города и т. д. Это законное право граждан на выражение своего мнения. Но если эта демонстрация сопровождается призывами к насилию, перерастает в хулиганские действия и беспорядки (поджоги автомашин, погромы магазинов, нападение на граждан или представителей охраны порядка) – это уже противоправные действия, которые по степени общественной опасности могут быть квалифицированы как криминальные, преступные.

       Необходимо отметить, что одной из причин возникновения экстремистских побуждений и действий может стать социальная несправедливость, возникшая в обществе, которая выражается в снижении качества и уровня жизни граждан, снижении уровня защищённости их жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз и их воздействий. Всё это может привести к тяжёлым последствиям, создавая повышенную напряжённость в обществе. При этом важно видеть, что экстремистская деятельность не только не может улучшить жизнь граждан, но, напротив, может стать основой для крайней формы экстремизма, которой является терроризм.

       Современный терроризм и его сущность

       Терроризм относится к числу общемировых социальных проблем и является жестокой, труднопредсказуемой чрезвычайной ситуацией социального характера. (Социальный – относящийся к обществу, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе.)

       Терроризм проявляется в различных формах: от угроз по телефону до взрывов в воздухе авиалайнеров с пассажирами на борту. Он влечёт разрушение материальных и духовных ценностей, сеет вражду между государствами, провоцирует войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами. Терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьёзных угроз миру и безопасности. Мировым сообществом признано, что любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания.

       Название это произошло от латинского слова «террор», которое означает «страх, ужас».

       За свою долгую историю терроризм представал в самых разных обличьях и видах. В настоящее время мировое сообщество имеет дело не с одним, а со многими видами терроризма. Следует запомнить, что все виды терроризма носят политический характер. В мире не существует единой общепринятой классификации террористической деятельности. Приведём её условные разновидности по характеру общественного проявления и формам технического осуществления.

       Политический терроризм выступает против социально-политической системы государства в целом или отдельных сторон его деятельности либо конкретных политических личностей и неугодных террористам государственных служащих. Политический терроризм, как правило, имеет целью завоевание политической власти в стране и направлен против государственного устройства, существующего в данный момент в стране.

        Политический терроризм может существовать только при опоре на минимальную поддержку и сочувствие со стороны общественного мнения. В условиях неприятия обществом методов и лозунгов политического терроризма он обречён на поражение.

        Терроризм, использующий религиозные мотивы, проявляется в крайней нетерпимости и насилии, в том числе вооружённом, между представителями различных религиозных взглядов и вероисповеданий. Зачастую используется в политических целях, в борьбе религиозных экстремистов против светского государства или за утверждение власти представителей одного из вероучений. Некоторые экстремисты ставят своей целью террористическим путём добиться создания отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами одной, общей для всего населения религии.

        Криминальный терроризм осуществляется уголовными элементами или криминальными группами с целью добиться определённых уступок от властей, запугать власть и население страны с помощью методов насилия и устрашения, заимствованных из практики террористических организаций.

        Формы проявления: заказные убийства, вооружённые столкновения между конкурирующими преступными группировками, вымогательство и т. п.

        Специалисты отмечают, что сегодня политический терроризм всё больше сливается с уголовной преступностью. Их можно различить лишь по целям и мотивам, а методы и формы идентичны. Они взаимодействуют и оказывают поддержку друг другу. Нередко террористические организации политического толка для получения финансовых и материальных ресурсов используют уголовные методы, прибегая к контрабанде, незаконной торговле оружием и наркотиками.

        Националистический терроризм основывается на межнациональных конфликтах, является эффективным способом дестабилизации обстановки в ряде регионов страны, характеризуется террористическими действиями группировок, которые стремятся добиться независимости от государства либо обеспечить превосходство одной нации над другой. Часто националисты стремятся к нарушению территориальной целостности страны с целью создания своего государства.

        Технологический терроризм  заключается  в применении или угрозе применения ядерного, химического или биологического оружия, радиоактивных и высокотоксичных химических, биологических веществ, а также угрозе захвата ядерных и иных промышленных объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей. Как правило, технологический терроризм ставит перед собой политические цели.

        В мире считают, что все виды терроризма и все террористические акты являются преступными, независимо от мотивов их совершения.

        В последние годы терроризм приобрёл глобальный размах, находит новые способы, формы, принципы взаимодействия, базируется на профессиональной подготовке террористов и разработке изощрённых приёмов исполнения террористических актов и вследствие этого стал серьёзной угрозой для населения нашего государства и его безопасности. Защита личности, общества и государства от терроризма стала важнейшей составной частью национальной безопасности нашей страны.

        От граждан требуются повышенная бдительность и соблюдение мер личной безопасности против террористической деятельности. Для этого каждому необходимо:

соблюдать правила безопасности поведения при угрозе возникновения террористического акта, рекомендованные специалистами в области противодействия терроризму;
соблюдать установленные нормы и правила морального поведения, исключающие вовлечение в террористическую деятельность.

Методические рекомендации для педагогических работников по профилактике проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях


Профилактика проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях должна быть ориентирована на решение следующих задач:

1. Недопущение распространения идеологии терроризма среди учащихся;

2. Формирование в молодежной среде неприятия идеологии терроризма в различных ее проявлениях.

Для решения указанных задач представляется целесообразным:

І. Организовать постоянный мониторинг общественного мнения в молодежной среде в целях выявления радикальных настроений среди учащихся и студентов, в т. ч.:

проводить регулярные опросы учащейся молодежи об отношении к терроризму как способу решения социальных, экономических, политических религиозных и национальных проблем и противоречий;
осуществлять контроль за деятельностью неформальных молодежных группировок и национальных сообществ (установление лидеров, активных членов, задач и характера активности);
проводить личные беседы с учащимися, наиболее подверженными влиянию террористических идей (дети из неблагополучных семей; выходцы из семей террористов и пособников, осужденных или уничтоженных в ходе проведения специальных операций и др., учащиеся с выраженным изменением социального поведения, религиозного мировоззрения). Определение круга таких лиц полагаем целесообразным проводить с учетом консультаций специалистов - психологов, социологов;
обеспечить взаимодействие с правоохранительными органами для своевременного пресечения выявленных угроз террористического характера (пример угрозы - поступившая информация о намерении учащегося принять участие в деятельности террористических организаций или оказывать поддержку такой деятельности).
II. Разъяснять на постоянной основе сущность и общественную опасность терроризма, ответственность за совершение действий террористического характера, в т.ч.:

организовывать тематические классные часы (например, «Мировое сообщество и терроризм», «Законодательство Российской Федерации в сфере противодействия терроризму» и т.п.);
организовывать лекции по антитеррористической тематике (например, «Методы и способы вовлечения молодежи в террористическую деятельность и противодействие им»), с участием представителей правоохранительных структур, психологов, социологов (возможно – с привлечением лиц, отказавшихся от террористической деятельности);
проводить адресную профилактическую работу с учащимися, подпавшими под воздействие террористических идей. При необходимости привлекать специалистов - психологов, социологов, представителей правоохранительных структур;
привлекать учащихся и молодежь к участию в мероприятиях, посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом (флешмобы, возложение венков, вахты памяти и т.п.);
проводить мероприятия по отработке у учащихся и молодежи практических навыков действий и поведения при совершении в их отношении террористических актов (сценарии: захват заложников, угроза взрыва и пр.).

III. Активно проводить пропагандистские мероприятия, направленных на дискредитацию террористической идеологии, формирование в молодежной среде идей межнациональной и межрелигиозной толерантности, в т.ч.:

развивать дискуссионные площадки для обсуждения проблематики террора и контртеррора, организовывать студенческие и школьные диспуты, викторины, конкурсы;
привлекать и стимулировать учащихся и молодежь к участию в мероприятиях, направленных на ее духовное и патриотическое воспитание, формирование межнационального и межрелигиозного согласия (фестивали, конкурсы, концерты и пр.);
организовывать производство и размещение наглядной агитации, демонстрировать кино и видеопродукцию антитеррористического содержания;
участвовать в реализуемых антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации и правоохранительными структурами мероприятиях по социализации детей террористов и их пособников, детей мигрантов, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также выделенных категорий молодежи, возможно попавших под влияние деструктивных элементов.

Положение о пропускном режиме в школе

План работы по профилактике экстремизма

Положение противодействию экстремистской и террористической деятельностью на территории МКОУ Белогорской СШ

Положение о комиссии по противодействию терроризму и экстремизму

Приказ о назначении ответственного за антитеррористическую защищенность МКОУ Белогорской СШ

Приказ 131.2.

План работы по профилактике экстремизма и терроризма

Приказ №150



Волгоград 2008-2024

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ